VII Международный ИТ-форум: круглый стол «Большие данные. Искусственный интеллект»


lkz cfqnf.jpg


ООО «Основа Дата Нэт» - организатор круглого стола «Большие данные. Искусственный интеллект», который проходил в Омске с 17 по 19 февраля в рамках VII Международного ИТ-форума.  К участию в мероприятии, модератором которого выступил директор ООО «Основа Дата Нэт Сергей Барановский», были приглашены представители образования, науки; директора по развитию бизнеса и цифровой трансформации, руководители проектов и продуктов, функциональных подразделений и направлений; аналитики и консультанты, специалисты по данным;  эксперты по качеству данных, в том числе и из  других регионов, а  также представители госструктур.
В число ключевых докладчиков круглого стола вошли специалисты, определяющие корпоративную дата-стратегию, а также те, кто ее реализует и отлично знаком с возникающими при этом проблемами и видимыми перспективами.

Дмитрий Горкавенко, директор по развитию бизнеса iKS-Consulting (г. Москва), привел в своем выступлении факты и цифры, которые прочат стремительный рост рынку облачных инфраструктурных сервисов, и уже сегодня, согласно исследованиям, он растет быстрее, чем ИТ-рынок в целом. Столичный эксперт  отметил, что ежесекундно гигантские объемы контента генерируют социальные сети, информационные сайты, файлообменники, а также приборы для мониторинга, сенсоры, системы наблюдения, операционные системы, смартфоны, интеллектуальные и финансовые системы, датчики и прочее. Все они задают бешеный темп роста объема данных, что приводит к появлению потребности наращивать количество рабочих серверов (и реальных, и виртуальных) и, как следствие, расширять и внедрять новые data-центры.
Работе с большими объемами данных в разных проявлениях и логичному развитию Big Data было посвящено и выступление Олега Гиацинтова,  технического директора компании DIS Group, г. Москва. В своем докладе он отметил, что низкое качество данных становится причиной до 30% всех издержек компаний, которые работают с большими данными. Ежегодный ущерб оценивается в десятки миллионов рублей. Спикер на конкретных кейсах показал бизнес-эффективность использования данных и в ходе выступления  поделился экспертным мнением о том, как с помощью эффективного использования  data-продукта Smart Data Lake монетизировать данные, показав какие инструменты необходимы для успешного функционирования технологий.

Практическими наработками в области управления данными и их использования поделились также представители организаций, давно и успешно работающих с большими данными: Cбер,  МТС, Полиматика,.
Екатерина Смирнова руководитель направления по исследованию данных  компании Сбер, рассказала об использовании и задачах машинного обучения, а также о многочисленных сервисах SberCloud, некоторые из которых успешно  интегрированы в масштабные проекты в нашем регионе. Так, в  Омской области за  два последних года при  участии  Сбер был запущен целый ряд совместных проектов в  сфере здравоохранения:  бесплатные консультации через  сервис СберЗдоровье, робот для  обзвона пациентов с  диагнозом COVID и  маршрутизации звонков на  горячей линии по  коронавирусу, внедрены системы для  анализа снимков КТ и  определения степени поражения легких.
О цифровизации городского хозяйства с  применением больших данных рассказал участникам круглого стола Игорь Катунин, директор  КУ г. Омска «Управление информационно-коммуникационных технологий».

Успешным применением аналитики в реальном секторе бизнеса на основе аналитической платформы, позволяющей оперативно обрабатывать любой объем данных  для поиска точек роста и повышения эффективности, поделился в ходе круглого стола руководитель по работе с ключевыми клиентами и партнерами ИТ-компании «Полиматика», Алексей Бредихин.
Лариса Татарова, руководитель направления МТС регион, г. Москва, проанализировала в своем докладе конкретные примеры поддержки управленческих решений на основе данных.  По ее словам, специалисты компании МТС сосредоточены на цифровизации различных отраслей. «Большие данные» помогают оптимизировать расписание общественного транспорта, планировать социальную инфраструктуру в новых жилых районах, делать выводы о миграции населения. Она отметила, что  2021 году количество обращений от органов исполнительной власти за услугами, связанными с технологиями big data, увеличилось в целом по стране. Руководители регионов и главы городов постоянно находятся в поиске решений по трем основным задачам. На первом месте — комфортная городская среда для населения. Вторая задача — привлечение инвестиций в регион. Третья — эффективность принимаемых управленческих решений и безопасность населения. Чтобы решить все эти задачи, важно оперировать полными и актуальными данными. В условиях постоянно возрастающей мобильности населения технология big data оказывается особенно актуальной и точной.
Также в ходе круглого стола отмечалось, что анализ данных невозможен без технологических инструментов, внедрение которых требует немалых инвестиций. Вместе с тем, если не удастся обеспечить качественную работу с данными, эффект от использования технологии не будет.

Что касается VII Международного ИТ-форума в целом, то в нынешнем году он проходил в  смешанном формате  — оффлайн и  онлайн. Основные треки форума были посвящены цифровым технологиям, кибербезопасности, e-com, большим данным и  искусственному интеллекту, цифровой трансформации охраны труда, платформе «Гостех» и  т.д.
Круглый стол «Большие данные. Искусственный интеллект» стал одним из главных событий форума. В целом речь шла о том, что объем данных неуклонно растет и ежегодно удваивается. Соответственно, данные нуждаются в хранении и обработке, поэтому растет спрос на мощности дата-центров и облачных провайдеров, которые также являются клиентами ЦОД.  Отметим, что ООО «Основа Дата Нэт» - оператор дата-центра  CoreDataNet, построенного в Омске в соответствии с международным уровнем отказоустойчивости Tier3.

Основные выводы после обсуждения вышеназванных тем в рамках круглого стола «Большие данные. Искусственный интеллект»:
- Ключевым конкурентным преимуществом систем, основанных на сборе больших данных и обработке их при помощи искусственного интеллекта,  является возможность кастомизации продукта/ услуги под запросы конкретного потребителя.
- Принятие людьми решений обычно связано с ошибками. Эксперты утверждают, что системы искусственного интеллекта, созданные людьми, ошибаться не будут. В противном случае, нужно понимать – кто именно должен нести ответственность за погрешности в моделях и за результаты «неправильного машинного обучения».
- Вопрос о том, как бороться с рисками несанкционированного использования больших данных – остается на повестке открытым. Как защитить приватность человека, помочь ему сохранить «непрозрачность» в той мере, в какой он этого хочет – темы, которые требуют глубокой проработки в настоящее время.

Участники круглого стола  «Большие данные. Искусственный интеллект» пришли к  единому мнению, что именно данные сегодня управляют бизнес-процессами.  Примеры рассмотренных в ходе круглого стола многочисленных кейсов проиллюстрировали тезис о том, что большие данные и ИИ не только формируют повседневные бизнес-процессы, но и играют ключевую роль в принятии как управленческих решений, так и решений в области бизнес-аналитики.
Благодаря достижениям в области искусственного интеллекта и когнитивных вычислений с использованием больших данных в качестве канала, предприятия разных отраслей экономики теперь могут получать информацию о тенденциях бизнеса и поведении потребителей в режиме реального времени.